Воспитание детей не простое дело. Для упрощения этого процесса и преобразования его в то что детям понравиться можно посредством сказок.
Добрые русские сказки рассказывают о том, что добро всегда побеждает зло. Тем самым воспитывая в детях чувство справедливости в этом мире, учат их быть добрыми и ничего не боятся. При прослушивании волшебной истории дети определяют в процессе повествования добрых и злых персонажей. Все это они определяют исходя из поступков героев и делают свои выводы.
Чтобы погрузить более глубоко в историю рассказа, лучше читать книгу вместе с детьми показывая картинки. Чтобы облегчить им процесс визуализации происходящего в художественном произведении.
Индивидуальность восприятия детей и детские мысли делают сказку изумительным механизмом для развития речи и для гармонизации личности малыша в целом. Так как сказочный мир, является противодействием добра и зла, динамика происходящего, волшебные и понятные, по сути, личности, богатый язык, причинно-следственные связи, вразумительные для понимания детей, безумно интересен для детей.
Ниже я постараюсь представить все вышесказанное более подробно и расписать некоторые приемы работы с ребенком посредством сказки.
Содержание
Долговечность и педагогическое влияние сказки
- В сказке завуалировано представлены основные общечеловеческие смыслы:
Сказка показывает ребёнку картину мира и отношения между людьми, иначе говоря, в ней дитя учится проходить преграды и невзгоды, искать выход из обыкновенных жизненных обстоятельств, которые – могут встретиться в его жизни. Таким образом, от сказки к сказке у малыша копится благоприятный личный опыт, пополняется «копилка житейской мудрости». - Сказка – это мудрость народа, для ребёнка немаловажен вопрос «Кто я?», «Откуда я?» «И зачем я здесь?» Она окунает ребёнка в драматичный, выразительный мир этнической культуры, открывает бытовой обиход жизни. Безотносительный и язык сказки (в этих волшебных рассказах большое количество пословиц и поговорок очень правильных и назидательных).
- Сказка показывает детям, что в мире есть зло, но, разумеется, имеется и добро, которое в итоге одерживать верх, но непросто так, а при прохождении определенных испытаний и трудностей. В ней всегда один и тот же сценарий, который приводит к победе, и его можно применять в настоящей жизни. Так, сказка высоконравственно закаляет ребёнка.
- Сказка поучительна. Этические нормы подаются не в открытую (типа: «Слушай папу с мамой», «Уважай бабушку с дедушкой», «Не ходи с незнакомыми», а через действия, героев, которые нужно разгадать, отыскав правильный смысл с помощью родителей. При всех этих рассуждениях юнец понимает мораль и постигает ее на эмоциональном уровне.
- Гендерный подход – образы сказочных персонажей дают яркое желание у детей брать пример с них. Для девочек это добрая трудолюбивая красавица, умница, а для мальчиков – сильный, добрый, бесстрашный богатырь, любящий свою Родину).
- Сказка – её волшебный мир помогает ребёнку раскрыть его творческие способности. Она призывает детей к соавторству, помогает справиться со стандартным мышлением.
Почему дети хотят слушать сказки?
- Оптимистичность этих произведений безумно импонирует детям, они не сомневаются в том, что добро одержит победу над злом. В сказках нет неисправимых трагедий.
- Занимательность содержания, описание волшебства, невероятных происшествий, курьезность и наличие юмора. Оказывает большое эмоциональное влияние, формирует у детей чувство прямого участия в действиях рассказа.
- Малыш с легкостью берет на себя образ героя. Этому содействует естественность, живость и красочность в изображении специфик характеров.
- Дети бессознательно ощущают, что в сказках все не по-настоящему. Но также понимают, что события сказки могут быть в реальности.
- Ребёнок желает брать пример со взрослого, быть сильным, храбрым и умным. В сказке может произойти все что угодно и мечты сбываются.
- Детское представление мира, оценочная система, с которой ко всему находящемуся вокруг него подходит юнец «белое» и «чёрное», как и психологическая индивидуальность сказок стремится к контрасту.
Метод работы со сказкой
- Нахождение главной цели, идеи сказки – О чём сказка? Чему она учит? При каких обстоятельствах она может нам сослужить службу?
- Обсуждение действий героя в тех или иных ситуациях. Зачем он это делает и для чего? Как поступки героя влияют на других участников сказки?
- Разбор способов преодоления препятствий и испытаний, которые даёт повествование. Как герой решает эти проблемы? Одерживать победу сам или пытается отдать ответственность другому? Когда в нашей жизни нам, может, пригодиться опыт героя?
- Как герой относится к миру вокруг него и себе самому? Как влияют действия героя на окружающих, что они испытываю: горе, радость, любовь?
- Осмысление чувств, которые пробуждает сказка. Почему герой реагирует именно так на те или иные события, происходящие в ней? Какие моменты вызвали радостные или грустные чувства?
При социально-личностном воспитании детей приходится уделять внимание психологическим и возрастным качествам детей, состоящие в следующем:
Дети от двух до четырех лет
Закладывается формирование эмоционального слоя, складывается понимание о самом себе, в общении малыши в это время фиксированы на взрослом.
В этом возрасте у малышей повышается необходимость в общении, появляется чувство товарищества, образовываются понятия о следствиях того или иного действия. Но воспитание добродушных взаимоотношений с окружающими на основе теоретических оборотов трудно для восприятия малыша. Поэтому обучение должно ссылаться на примеры из сказок, дающих возможность на колоритных художественных характерах научить малышей, как запрещается поступать и как дозволено в тех или иных моментах жизни.
Дети от четырех до пяти лет
Социально-личностное развитие ребенка в 4-5 лет происходит при общении с окружающими, что еще нечасто, выходит, у детей этого возраста, поэтому задача воспитателя при чтении сказок научить детей давать характеристику поступкам сказочных персонажей. Моральное правило, присоединенное к творческому процессу, берется детьми без указки взрослого.
От пяти до шести лет
Установка воспитателя: помочь познать правила социально-личностного поведения при знакомстве со сказками. Работая с литературным творением, педагог дает задание детям, в которых они говорят и думать над произведением. Делая упор на их реплики, он делает вывод, стремясь быть ближе к степени детского осознания образа. Постижению моральной стороны ситуации содействует отожествление принципов «добро – зло», т. е. идентификация поведения положительного героя с поведением отрицательного. Немалую роль имеют вопросы, которые задает воспитатель после прочтения сказки. Они составляются накануне, но могут меняться в зависимости от вывода детей.
От шести до семи лет
Перед школой у детей обнаруживается четкое разделение между детьми противоположного пола.
Задача преподавателя с помощью сказок обратить устремленность мальчиков на храбрость и силу персонажей, на то, как они оберегают слабых и борются со злом. А девочкам, показать, как героини, несмотря ни на что остаются добрыми, честными и трудолюбивыми.